Главная страница » Новости » Прокопьево, Пугрыш тоже.

Новости

Прокопьево, Пугрыш тоже.

Публикации на сайте встречают отклики. Просят посмотреть материалы о родственниках, сами рассказывают как сложились судьбы их родных. Сегодняшняя публикация это результат длительной истории поисков сведений о старообрядцах сарапульской общины начала двадцатого века.

Ранее я писал об Иване Лупповиче Мерзлякове (Беглец в Сибирь) , переписке с его праправнуками. И вот в августе состоялась очная встреча с Гузель Мальцевой, её мужем Андреем, родственницей Натальей и жителем Бугрыша , нашим проводником, Борисом Ивановичем Мерзляковым. Наша цель найти старообрядческое кладбище в бывшей деревне Прокопьево, остатки домов. На кладбище планируется установить Поклонный крест. Ехали и шли к нему несколько часов от Нижнего Бугрыша. Дорога полевая, проложена тракторами. Красота не вспаханных полей, трава по пояс, на удивление нет птиц, возможно из-за жары. Мы дошли до деревни, точнее её окраины. Видны следы прежней жизни – яблони, сирень, черёмуха, много хмеля. Под яблонями изрыто все кабанчиками. С пруда подняли цаплю. Дальнейший поход отложили, надо лучше подготовиться. Местонахождение кладбища оказалось мы тоже вычислили неточно, но остановились и прочитали панихиду по усопшим. Надо привязать кладбище к современной карте.

Вот пришло приятное сообщение от Гузель: Я нашла нашу переписку с Марией, журналисткой из Ижевска и сейчас мы с ней долго говорили по телефону. Она сожалеет, что мы раньше ей не написали, так как очень хотела бы поехать в Прокопьево с нами. А главное, у неё есть проводник из Байситово, который каждый год захаживает в Починок и знает, где находится кладбище! Более того, это он вышел на неё, так как с детства помнит большой красивый дом Ивана Лупповича и ему всю жизнь не давало покоя, откуда в их краях такое строение, кто в нём жил. Мы договорились, что она сведёт нас с ним. Уговаривала приехать в сентябре-октябре, когда спадёт листва. Мы с Андреем так и планировали, но только на следующий год. Надо сделать крест. Вот сейчас Мария прислала: Сейчас звонила подруге, говорит, что некоторые могилы даже ухаживались ( посл. раз она ездила туда лет 7-8 назад). И плита, говорит, там была! Фотографии о поездке можно посмотреть https://disk.yandex.ru/d/fP_2N2vvXRk-ew прокопьево.

На фотографии станция Бугрыш,, дом смотрителя дореволюционной постройки, в прекрасном состоянии.

Справка: Починокъ Прокопьевъ (Пургышъ) расположенъ при рѣчкѣ Малой Сарапулкѣ, въ 10 вер. отъ волостнаго правленія и приходской церкви и въ 5 вер. отъ ближайшаго училища (въ дер. Грязнухѣ). Населяютъ его русскіе, б. удѣльные крестьяне, православные и старообрядцы. Основанъ починокъ 150 лѣтъ тому назадъ переселенцами изъ дер. Грязнухи и села Козлова. Мѣстность эта прежде, какъ предполагаютъ, была заселена башкирами. Земля раздѣлена по ревизскимъ душамъ. Въ починкѣ 10 вѣялокъ.

Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/112429

Гузель писала на «Родной Вятке» https://rodnaya-vyatka.ru/blog/9496/120489

Добрый день, Михаил Борисович! Откликаюсь, как потомок Ивана Лупповича Мерзлякова и как составитель родословной. Починок Прокопьево, откуда родом мои предки, основан тремя братьями: Прокопием, Фомой и Зотеем Мерзляковыми. По имени старшего починок и был назван. Моя ветвь идет от Зотея- Петр-Андроп-Лупп-Иван Мерзляков. Семья была старообрядческой, из беспоповцев. Я, в свою очередь, хочу восстановить документально эту цепочку. На сегодняшний день найдено: Основание починка Прокопьево- 1776г.

В "Секретном комитете по делам раскола ( междеведомственный) в деле "Свод официальных о раскольнических молитвеных зданиях в империи" РГИА. 0. 1473. Оп. 1. Д. 92. Л. 143. есть тому подтверждение: "В ведомости за 1844 г. в Сарапуле даже был показан скит, в котором проживало 15 мужчин и 58 женщин. Прочие же молитвенные здания староверов в Сарапульском уезде зачастую со второй четверти XIX в. прослужили лишь незначительный период. Так, найденные в 1826 г. в домах крестьян молельни (д. Чепаниха Аре-фьевской волости у Ивана Шутова, построена в 1801 г.,д. Прокопьевка Козловского приказа у Зота Мерзлякова, построена в 1776 г. д. Ильнеш Быргындинской волости у Саввы Войкова, построена в 1796 г.) по другим ведомостям более не значатся22. Покровительство местного старообрядческого купечества благоприятно сказывалось на жизни городской сарапульской общины и старообрядческих обществ сельской округи даже во время усиления гонений на древлеправосла-вие. Более того, при всей ее немногочисленности (по данным духовных росписей количество старообрядцев23 вместе с единоверцами в городе едва ли составляла десятую часть, при приблизительно пяти тысячах жителей Сараалула 1840-х гг. значилось не более 450 человек, причисленных к староверам), влияние старой веры на сторонников официального православия было очень велико. Протоирей Вознесенского собора П. Анисимов писал: «.нет сомнения, что большая часть города расположена к старым обрядам; большая часть жителей города крестится двумя перстами»24. Указанное обстоятельство не могло не влиять на свободу действий представителей старообрядчества. Так, по особым предписаниям от 18 ноября 1842 г. и 23 апреля 1848 г. надворным советником Сипягиным и подполковником Андреевым производилось специальное следствие по распространению раскола в Сарапуле. Вице-губернатор А. М. Падарин писал тогда: «.в городе Сарапуле, одном из многолюднейших городов Вятской губернии, веротерпимость чрезвычайная, а потому едва ли не половина жителей сего города состоят в отпадении от православия"