Новости

В Глазовской газете "Красное знамя" вышла статья о строительстве церкви и о Глазовских старообрядцах.

19.12.2016 14:25 Н. КОРОТАЕВА.

Когда дом превращается в храм .

Меня всегда привлекали разговоры о религии. Это нечто сокровенное, не поддающееся объяснению и обитающее вне законов физики. Католики и протестанты, буддисты и кришнаиты, исламисты и православными: мне приходилось общаться с представителями разных конфессий, и каждый раскрывал свою веру с самой неожиданной, с самой удивительной стороны. И я даже представить не могла, что мне предстоит встретиться с председателем старообрядческой общины, с человеком истинной старой веры – Валентиной Шудеговой. Думаю, каждый помнит урок истории, связанный с церковным расколом. Когда в далеком 17 веке патриарх Никон и царь Алексей Михайлович провели церковную реформу и выступили за приведение богослужебных правил и обрядов в соответствии с греческими канонами. Когда началось настоящее противостояние между сторонниками патриарха и приверженцами старой веры. Когда прекратило свое существование духовное единение русского народа… В те дни очень нелегко пришлось староверам – их приравнивали к еретикам, они бежали из храмов и становились жертвами жутких репрессий. Им было невдомек – отчего к ним так относятся? Они следовали единственным канонам церкви, которые знали и которым всю жизнь следовали их отцы. Они добросовестно выполняли обряды, которые до них тысячелетиями выполняли святые. Однако хотя отношение к староверам и по сей день остается довольно неоднозначным, они продолжают верить в то, вот что всегда верили. Вот, к примеру, Валентина Шудегова выросла в семье староверов. Бабушка и дедушка, мама и папа – все они следовали заповедям Исуса, совмещали жизнь мирскую с жизнью церковной, соблюдали старые христианские традиции. Словом, делали то, что и является сутью старой веры. - В душе я всегда гордилась тем, что являюсь староверкой, - делится Валентина Сергеевна. – Мы живем по Христовым заповедям, строго следуем всем обрядам, и это отнюдь нелегко. Но как не построишь дом, пока не возведешь леса, так и человек не может достигнуть просветления, пока не будет следовать обрядам, которые прописали люди святые – люди мудрые, наученные опытом. Обряд – это леса человека, и поэтому им стоит следовать. Несмотря на приверженность к обрядам, жизнь староверов в целом не отличается от рабочих будней любого человека. Они так же работают, воспитывают детей и делают каждодневный выбор – сказать правду или обмануть, обидеть или порадовать, заняться чем-то полезным или бездельничать. И, как и любые мыслящие люди, на ином или ином этапе жизни они задают себе вечные вопросы: для чего мы живем, в чем смысл нашей жизни? А смысл они видят в помощи своей душе найти обратный путь к Богу. Как найти этот путь? Нужно в земной жизни научиться следовать за Христом, исполнять его заповеди. Все просто и сложно одновременно. - История старообрядчества в нашем крае имеет очень глубокие корни, - рассказывает Валентина Сергеевна. – В начале 20 века на севере Удмуртии было более пяти старообрядческих церквей: небольших и деревянных. Однако репрессии и гонения способствовали переселению старообрядческого населения в города, в том числе и в Глазов. Так, в 1951 году, по рассказу Валентины Сергеевны, переехала в Глазов из Красногорского района Степанида Екимова. В деревне Каркалай она ходила в старообрядческую церковь. Церковь была разрушена, но Степаниде Филатовне удалось часть книг и икон сохранить. И к концу пятидесятых годов в дом к Филатовне стали собираться верующие старообрядцы. Здесь приезжий батюшка крестил детей, венчал, принимал на исповедь, причащал. Люди приезжали со всей округи: Красногорья, Валамаза, Курьи. Собирались до ста человек. - Жаль только, что поток верующих со временем стал иссекать, старые люди ушли в мир иной, у молодых рвения к Богу либо еще не проснулось, либо угасло, - продолжает Валентина Сергеевна. – Но, несмотря на это, община старообрядцев в Глазове возрождается. В 2013 году община прошла государственную регистрацию, а в 2016 году дали разрешение на строительство церкви. Валентина Шудегова взяла инициативу в свои руки, и община старообрядцев действительно ожила. Так, на строительство старообрядческого храма уже выделили специальное место по улице Технической – между коттеджами и поселком Птицефабрик. За нынешнюю осень силами староверов уже поставлен небольшой домик для собраний и молений, а также подготовлено место под фундамент будущего храма. - В городе и районе много старообрядцев. И нам очень бы хотелось, чтобы те, кто помнит, что он из семьи староверов, что если в душе еще горит огонек, присоединились к строительству храма, - продолжает Валентина Сергеевна. – Поскольку со строительством храма мы должны растить и общину. Ведь храм – он, в первую очередь, именно для людей. Это место возрастания души людей, место, куда люди должны тянуться. По словам Валентины Сергеевны, впереди еще много работы. Место под фундамент храма уже вычищено, а к весне будут всеобщими усилиями собирать деньги на строительные материалы. Радует уже то, что за два месяца был построен домик, где староверы теперь спокойно могут собираться к десяти утра на воскресные моления, на песнопения и чтения. - К нам может прийти любой человек, вне зависимости от национальности, но с таким же пониманием Христа. С пониманием, что церковные каноны – это как школьная программа, которой необходимо следовать, чтобы чего-то достигнуть. Каждому такому человеку мы будем очень рады. – Говорит Валентина Сергеевна. – А еще мы будем рады любому человеку, который готов помочь со сбором средств на воплощение храма в жизнь или кто готов помочь с этим делом физически! Кстати, на месте будущего храма уже установили крест, а сам храм будут освещать во имя Чудо Архангела Михаила. Колокольня, входная группа, алтарь – все это появится здесь постепенно, не спеша, с помощью неравнодушных людей. И хочется верить, что спустя столько лет непонимания и бессмысленных гонений, староверы города и района действительно вновь обретут свой духовный дом!

Телефон для контакта 89124682768 Валентина.