Новости

Большой Московский Собор 1667 года, последовавший за низложением Никона, оставил в силе клятвы на старые обряды и одобрил проведённую Никоном реформу. В ХVIII—ХIХ веках старообрядчество, несмотря на репрессии со стороны государства, оставалось по всей России и вышло за её пределы. Это привело к расколу: в России появились официальная (РПЦ) (МП) и старообрядческая (РПСЦ) церкви. Последняя преследовалась светской властью и только в 1905 году после указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» власти признали старообрядчество. С начала ХХ века Синод РПЦ высказывал намерение отменить решения собора 1666−1667 годов, признавшего следование старым обрядам ересью. В 1971 году Поместный Собор РПЦ (МП) по инициативе митрополита Никодима отменил наложенные Соборами 1666 и 1667 годов клятвы на старые обряды. В определении по данному вопросу Собор подчеркнул, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделённой Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения». По мнению политолога Александра Дугина, от сближения позиций выиграют обе стороны: староверы получат возможность с помощью РПЦ (МП) решать в свою пользу имущественные споры (вслед за Московской патриархией они активно включились в процесс возвращения утраченной за время гонений собственности и земель), а РПЦ получит в лице РПСЦ надежного союзника в борьбе с влиянием католиков, протестантов и различных сект [8, 9].

По инициативам РПЦ митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) пояснил следующее: «Руководство Московской патриархии все чаще говорит о сближении, о налаживании добрых отношений со старообрядцами. Такая тенденция находит понимание и поддержку у государственной власти как видимый знак собирания русского народа и укрепления традиционной идеологии». Однако старообрядцы инициативы РПЦ встретили насторожено. В частности, делегаты собора РПСЦ высказывали опасения, что РПЦ таким образом ведет дело к поглощению РПСЦ. Однако митрополит дал понять, что объединение церквей даже не обсуждается, а речь идет лишь о налаживании дипломатических отношений. «Не отступая от отеческого благочестия, не изменяя духу дораскольной церкви, мы сегодня можем обсуждать с РПЦ решение спорных имущественных вопросов, формы совместного противодействия духовному экстремизму, сектантству и прочим болезням нашего общества», — подытожил владыка Андриан [8].

В феврале 2004 года в Москве прошёл VIII Всемирный русский народный собор, в числе участников которого был старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Андриан. В своём докладе он коснулся трагической судьбы старообрядцев: «С середины XVII века, со времени церковных реформ и раскола, русский народ оказался разделённым не только духовно, но и физически. Огромное число русских было вынуждено бежать на окраины России, а затем и вовсе уйти за границу. Православным христианам, которые хотели сохранить отеческую веру, оказалось безопаснее жить и молиться в окружении турок и поляков, нежели рядом с единокровными братьями. Масштаб «русского исхода» трудно себе представить. По многочисленности, по трагизму, по глубине той отметины, которую он оставил в русском сердце, его можно сравнить разве что с послереволюционной эмиграцией. По нашим данным, сегодня потомки старообрядцев живут более чем в 17 странах. Однако старообрядцы и теперь, через три века, благодаря своей вере остаются русскими людьми, хранящими на чужбине язык и обычаи предков [10].

В интервью агентству «Интерфакс» митрополит Корнилий положительно оценил встречи с патриархом Кириллом и другими иерархами РПЦ. Эти встречи, по его словам, «помогают устранить вековые средостения непонимания, настороженности и отчуждённости», хотя при этом зачастую приходится преодолевать некоторую настороженность старообрядческой паствы, ибо «ещё сильна генетическая память о недоброжелательном отношении к старообрядцам со стороны церковной и светской власти в прошлом». По мнению митрополита Корнилия, наступила пора «скоординировать наши усилия, чтобы помочь русским людям обрести свои традиционные ценности, во многом утраченные в результате драматической смены исторических эпох» и «направить общие усилия на борьбу за сбережение нашего народа, его нравственного и душевного здоровья, ибо разгул пьянства, наркомании, нравственной распущенности, откровенной пропаганды всевозможных видов порока достиг сейчас в нашей стране небывалых размеров». Глава Русской Православной Старообрядческой Церкви отметил, что богословско-историческая дискуссия между Московским Патриархатом и старообрядцами «не только возможна, но и желательна», ибо «сущность великой церковной трагедии XVII века ещё требует всестороннего осмысления в духе богословской и исторической объективности» [11].

На протяжении 350-летней истории изучения церковно-государственных отношений и раскола Русской Православной Церкви, мы наблюдаем смену научных оценок от резкого порицания старообрядчества до его фактической защиты, ведь во внутрицерковном раздоре, как и в гражданской войне, победителей не бывает, бывают только пострадавшие.

1. Епископ Михаил (Семенов). Второй Рим. Великий разгром. Барнаул.: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова…». – 2004. – 400 с.

2. Георгий Сидоров. Тайная хронология и психофизика русского народа – М.: Концептуал. – 2015. – 656 с.

3. Урушев Д.А. Святая Русь: Очерки по истории Русской Церкви. Христианское чтение. Вып. 8. Ржев.: [Б.и.]. – 2014. – 96 с.

4. Кожурин К.Я. Повседневная жизнь старообрядцев. – М.: Молодая гвардия. – 2014. – 555 с.

5. Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава.: Синодальная типография. Т.1– 3. – 1931. 376 с.

6. Мельников Ф.Е. История Русской церкви (со времен царствования Алексея Михайловича до разгрома Соловецкого монастыря). Барнаул.: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова…». Т. 7. – 2006. – 384с.

7. Матвеев А.С. Большая государева книга или Царский титулярник. Москва.: Изд-во «Художественная мастерская Посольского приказа». - 1672. Обём: 244 листа (подлинник). – URL: http://medal-sss.ru/«Большая государева книга или Царский титулярник»_(1672).html (дата обращения: 9.01.2016).

8. Коробов П. Доверие вместо единоверия. Староверы не торопятся объединяться с Московской патриархией. Православное информационное агентство. Русская линия. Библиотека периодической печати. 22 октября. М.: Коммерсант. – 2004.

9. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их. 2 июня 1971 года. Журнал Московской Патриархии.- 1971, № 6. С. 6-7.

10. Скончался предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Андриан. Русская Православная Церковь. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. 2005 – URL: http://www.mospat.ru/archive/9982-1.html (дата обращения: 9.01.2016).

11. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Интернет-портал пресс-службы Архиерейского Собора. [Электронный ресурс]. 2008 – URL: http://sobor2008.ru/428914/index.html (дата обращения: 9.01.2016).