Новости

К 350-ЛЕТИЮ РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

(Обзорная статья)

Елена Шемякина,

заслуженный работник культуры Удмуртской Республики, лауреат Государственной премии Удмуртской Республики .

Церковно-общественный журнал «Радуга». - № 1. – 2016. (В печати). Ижевская община во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви. Казанско-Вятская епархия.

Статья представлена в авторской редакции, написана 25.01.16.

 

В 2016 году исполняется 350 лет антиканоничному собору 1666 года, решения этого собора привели к необратимым последствиям – расколу русской церкви и соответственно русского народа на два лагеря, обрекая на мучения, смерть и изгнание лучших своих сыновей и дочерей. Великому разгрому подверглись не только Церковь, но и государство как духовный центр православного мира [1].

Ещё недавно, три века тому назад, никто наше христианство православным не называл. Русское христианство именовали византийским или просто греческим. И вдруг ни с того ни с сего оно стало православным. Почему такое название, никто толком объяснить не может. Если наша церковь назвалась православной, надо, чтобы она соответствовала своему названию. Как это сделать? Надо просто вернуться к истокам христианства – к учению Христа. Вот и всё. С чего начал Исус свою проповедь? С первого высшего закона мироздания – закона любви [2].

Исстари называют страну нашу Святой Русью, всему миру было открыто, что Дух Святой осенил землю нашу, и благословение Божие снизошло на народ наш, на Руси явились собственные святые, удивившие вселенную любовью, смирением и благочестием [3].

Старец Филофей из Пскова писал в начале XVI века: «Первый Рим (древний) пал от нечестия, Второй Рим – от засилия мусульман, третий Рим – Москва, а четвертому не бывать». Русские, считавшие свою Церковь последней твердыней православия, тщательно сохраняли древние обряды истового византийского богослужения, которое некогда поразило русских послов, - «служения чин зело честен и предстояние всех людей блогоговейно». В XVII веке эта древняя, долгая служба удивляла и утомляла самих греков. Архидиакон Павел Алеппский, посетивший Россию в 1654-1656 годах в свите отца своего, антиохийского патриарха Макария, не раз восхищался русским благочестием: «Какая твердость и какие порядки! Эти люди не скучают, не устают, и им не надоедают беспрерывные службы и поклоны… Кто поверит этому? Они превзошли подвижников в пустынях. Но Творец свидетель, что я говорю правду!» [3].

После начала церковных реформ многие православные священники и простые верующие не согласились принять нововведения и отказались признавать законность новообрядческой иерархии. Упорство русских людей и сопротивление реформам вызвало волну казней со стороны правительства и господствующей церкви. Первой жертвой стал епископ Коломенский Павел, отрыто выступивший против властолюбивого и гордого патриарха Никона (Минина Никиты Минича) и без соборного суда лишенный за это кафедры. На соборе 1656 года Никон собственноручно избил епископа, сорвал с него мантию и велел немедленно отправить его в ссылку в далекий северный монастырь, там он был подвергнут тяжелым мучениям и как гласит предание, был заживо сожжен в срубе [4].

Старообрядцы видели в Никоне антихриста, боролись не только против Никона, но и против церковной реформы, проведенной уже Никоном в 1656 году. Сам Никон, конечно, был им одиозен, ибо не без его содействия пострадали защитники старообрядства: Юрьевский протопоп Аввакум был сослан в Сибирь в 1653 году, хотя и без разстрижения, за заступничество за Неронова, где оставался до 1664 года; протопоп Казанского собора Неронов был сослан в Спасокаменный монастырь за стремление подорвать авторитет Патриарха; Муромский протопоп Логгин лишен сана; протопоп Даниил Костромский разстрижен и сослан в Астрахань. Вся реформа Никона противоречила их убеждениям… [5, Т. 2, С. 70].

Судя по автобиографии Аввакума за ним шли верховная дворцовая боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова (в иночестве Феодора), Евдокия Прокопьевна Урусова, ее сестра, Анна Петровна Милославская, князь Иван Воротынский, приходивший к нему в тюрьму, князь Иван Хованский. Сама царица Mapия Ильинишна благоволила к нему и еще в 1653 году настояла перед Царем на том, чтобы Аввакума не разстригали…[5, Т. 2., С. 71].

Под руководством Лигарида, составилось мнение о деятельности Никона, в анонимной петиции от имени русских архиереев, составленной под его же вдохновением, и, наконец, ему было поручено царем осветить эту деятельность перед восточными Патриархами и получить от них такой ответ, который дал бы возможность низвергнуть Никона. Поводом для его обвинения послужило даже название Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом, при полном игнорировании того, что название это дано по внушению Царя. У бояр и Царя в декабре 1664 года появился проект постричь Никона в великую схиму, они вспомнили о каноне одного из греческих позднейших Соборов, запрещающем епископу после принятия великой схимы совершать епископские действия, и хотели его использовать. Неукротимая злоба бояр задевала и самого Царя, поскольку он был соучастником Никоновских дел, он давал ему титул «великого государя», ненавистный боярству, он одаривал Никоновские монастыри земельными угодиями, сам Царь шел с Никоном против духа века [5, Т. 2., С. 75-80].

Продолжение следует.