Новости

Публикуемые материалы легли в основу дипломной работы молодого исследователя староверия из Ижевска Николая Бронникова. Сегодня в сферу его интересов входит сбор материалов о репрессированых старообрядцах, он готов работать в архивах. Если у Вас есть  интерес к судьбам своих родственников или Вы хотите поделиться имеющими сведениями , можно писать к нам на сайт.

 

«К истории Покровской старообрядческой общины Ижевска» Н.И. Бронников

Часть 1.

Большая часть старообрядцев проживающих на территории Удмуртской республики и Ижевска являются верующими Русской Православной Старообрядческой Церкви. Бережно сохраняя свою веру, традиции и культуру они живут в нашем крае вот уже несколько столетий. Немалую часть населения города Ижевска, а ранее поселка Ижевского завода, составляли приверженцы Белокриницкого согласия. В начале 20 века они официально оформили свою общину. Но общность староверов, как собратьев по вере, проникнутая духом соборности существовала задолго регистрации общины, и даже до обретения в 1846 году полноты трехчинной иерархии. Складывание общины происходило со времени появления древлеправославных христиан на Ижевском заводе.

Первым свидетельством того, что старообрядцы появились в Ижевском поселке практически со времени его основания, служит медный нательный крест, найденный на откосе Ижевского пруда. Он датируется 18 веком, таким образом можно с уверенностью сказать, что староверы были в числе первых поселенцев Ижевска . Стремясь уйти от преследований, они бежали на окраины государства, осваивали труднодоступные районы, служившие им укрытием. После строительства Ижевского оружейного завода прибывает второй поток староверов, вероятно более многочисленный. Для работы на заводе были откомандированы рекруты из Сибири, Пермской губернии и из Уржумского уезда Вятской губернии. Многие из них стали мастеровыми и постоянно находились при заводе . Среди этих рекрутов, по заверениям старожилов, было много старообрядцев. Ими неоднократно подавались прошения властям о строительстве часовни. В одном из таких прощений, поданных выборными из староверов Дмитрием Мерзляковым, Аристархом Рябовым и Иваном Власовым, говорится, что только среди постоянных жителей поселка староверов более пятисот человек. Просили староверы так же разрешить им принять священника, которого планировали обучить в Иргизских старообрядческих монастырях . Но хранителям древнего благочестия разрешалось лишь совершать принятые ими обряды без всякого «публичного оказательства учения и богослужения… ».

Несмотря на запреты властей, в поселке Ижевского завода в сороковые годы 19 века, была открыта старообрядческая моленная . Её открытие, вероятно, было во многом следствием так долго ожидаемого обретения полноты трехчинной иерархии. В 1846 году к старообрядчеству присоединился митрополит Амвросий, образовалась, названная по месту совершения этого памятного события в Австрии, Белокриницкая иерархия. Вскоре белокриницкое священство появилось и в России. Первым старообрядческим священником при Ижевском заводе стал Аристарх Рябов. Многое пришлось претерпеть этому священнику: за «незаконное» присвоение священнического сана он был арестован и умер в тюрьме в 1953 году . Время правления Николая I было ознаменовано особо жесткими преследованиями староверов. Следующий священник Иоанн Петрович Шестаков так же не раз арестовывался. Рукоположен о. Иоанн был епископом Саратовским Самарским и Симбирским Амвросием 9 августа 1875 года . Для властей же он был не отцом Иоанном, а лжеиереем Австрийской секты. Слухи о том, что о. Иоанн совершает литургии, в моленной, находившейся доме сельского обывателя Нагорной волости Ульяна Зотова Леушина (есть сведения так же, что дом принадлежал Автоному Порсеву ), привели к ее закрытию. Утварь, риза и прочие вещи были изъяты, но вскоре моленная была открыта вновь. Находилась она на Куренной улице между Узеньким и Моклецовским переулками Ижевского завода . В ней часто бывали и не староверы и, по их заверениям, двери в дом, где проходили службы, были всегда открыты .

В начале XX века в ижевской общине старообрядцев появляется второй священник Александр Ялунин . С изданием Николаем II именного высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году положение старообрядцев в стране существенно улучшилось. Это время, по праву, можно считать «золотым веком» для староверов. Данный указ так же позволил зарегистрировать уже сформированную к тому времени общину старообрядцев Ижевска. Община была официально зарегистрирована по данным журнала «Церковь» 16 марта 1907 года . С этого же времени старообрядцы начинают вести собственные метрические книги. Первую запись в метриках утвердили Председатель Совета Общины Иринарх Тюлькин и его товарищ Никита Тимофеев . Благодаря метрическим книгам известны имена многих членов общины того времени: Михаил Осипович Смоленцов, Анна Дмитриевна Семеновых, Данила Данилович Порсев, Иван Савельев Рябов и другие. В 1909 году начинается строительство новой старообрядческой церкви вместо старой молельни. Всего за год церковь была построена и 5 сентября освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Находилась она на одной из центральных улиц города – в настоящее время улице Советской (до революции улица называлась Троицкая) близ улиц Пушкинской (8-й) и Коммунаров (10-й) напротив памятника Наговицыну. Автором проекта церкви, в традиционном для старообрядческих храмов шатровом стиле, выступил архитектор И. А. Чарушин. Средства на ее строительство жертвовались рабочими Ижевского завода. Немалую часть денег внесли семейства купцов-старообрядцев Оглоблиных и Порсевых .

Отец Иоанн Шестаков недолго прослужил во вновь отстроенной церкви, в 1911 году он скончался и был похоронен на Троицком кладбище . Данных о жизни старообрядцев Ижевска того времени очень мало, регулярные записи в метрических книгах практически обрываются к концу 1918 - началу 1919 года. Последняя запись о рождении ребенка была сделана 8 февраля 1919 года . Очевидно, что события, происходящие в стране и городе, не могли не затронуть судьбы ижевской общины старообрядцев.