Новости

Благоразумный разбойникъ.

Въ 1883 году въ «Художественномъ Журналѣ» была напечатана статья покойнаго Н.С. Лѣскова «Благоравумньій разбойникъ». Лѣсковъ вспоминаетъ, какъ въ шестидесятых годахъ у одной женщины подъ Москвой прикровенно чествовалась фамильная, на семивершковой доскѣ икона, источавшая обильный чудеса. Набожные люди приносили «на масло и на свѣчи» пожертвованія. Изображеніе на иконѣ было темно настолько, что виднѣлось только «краевое въ одномъ мѣстѣ», что принимали за ризу «Ивана Богословца», а другіе считали ее за икону Спасову , нѣкоторые за Богородичную. Въ городѣ, гдѣ находилась старая и считаемая за чудотворную икона, пріѣхалъ изографный мастеръ— мстерякъ, или палеховецъ, занимавшійся иконной починкой «сухимъ способомъ» (ножичкомъ), К нему обратилась и благочестивая старушка. Изографъ взялся за работу, счистилъ остеклянившуюся накипь и сдѣлалъ открытіе: икона обнаружила единоличное изображеніе неизвѣстно кого.

Портреты не писались на доскахъ. Это была, несомненно, икона, но какая? На ней святой изображенъ въ красной эпанчѣ, чрезъ одно плечо и въ шишакѣ съ пером (вродѣ тюрбана), и въ одной рукѣ у него ножь, а другая рука содержитъ крестное троеперстное сложеніе. Лѣсковъ вспоминаетъ разсказъ тетки своей про извѣстнаго разбойника Тришку, для котораго бродяги духовнаго чина служили службы въ шатрѣ, и молились разбойному богу Страху, который писанъ былъ на образѣ съ ножемъ и благословеніемъ. Потомъ, въ Кіевѣ, у сторожа церкви Ивана Богослова Котина Лѣсковъ видѣлъ изображеніе человека съ короткимъ мечомъ, или ножемъ в одной рукѣ и съ перстосложеніемъ въ другой. Икона была принесена какімъ-то человѣкомъ (разбойникомъ), который объяснил что предъ тѣмъ образомъ онъ грѣшилъ, предъ нимъ и каялся.     Ключъ къ разгадкѣ можно было найти въ Сборникѣ И.И. Дубасова «Очерки изъ исторіи Тамбовскаго края» (М. 1883 т.). Тамъ, въ выписке изъ «Писцовыхъ книгъ» при описании церкви въ селѣ Питерскомъ, между прочимъ, значится: «образовъ довольно и пісаны они на празелени, а между ними образъ благоразумнаго разбойника (въ царствование Федора Алексѣевича). Такой же образъ и въ другой церкви того же села. «Въ селѣ Алкуші, въ церкви, на сѣверныхъ дверихъ образъ благоразумная разбойникам Такимъ образомъ, съ увѣренностью можно говорить, что этот благоразумный разбойникъ изображаетъ разбойника, распятаго одешую Христа. На древнихъ иконахъ «воскресенія съ сошествиемъ во адъ» разбойникъ писался «толкущимь въ двери рая». Но и нынѣ не трудно встрѣтить такія иконы воскресенія, на которыхъ благоразумный разбойиикъ является «въ трехъ или четырехъ видахъ»: 1) «какъ со креста снять: нагъ с препоясаніемъ, в одной рукѣ держитъ восьмиконечный крестъ, а другою пріемлетъ отъ Христа двуперстное благословеніе; 2) разбойникъ приходить къ вратамъ рая, онъ обѣими руками подимаетъ крестъ, и правая половина золотыхъ дверей растворяется: 3) разбойникъ въ раю, предъ Иліей и Энохомъ онъ также держитъ крестъ; на 4) предъ группой святынь лицъ онъ уже безъ креста. При этомъ каждый разъ разбойникъ отитленъ полнымъ надписаніемъ и окруженъ по главѣ ореолами.

Теперь, скажемъ о надписаніи. Лѣсковъ увѣряетъ: глава разбойника бываетъ отитлена такъ: ст_рахъ . со строчною буквою р. ЭТИМЪ, какъ бы, подтверждается сказаніе о богѣ Страхѣ. Такое объясненіе надписания неправильно. По разнымъ стариннымъ источникам старовѣровъ, напримеръ, разбойники называются опредѣленно Гефеста и Дизмасъ: почему , настоящій древній иконописецъ не могъ придумать названіе «Pах». Ошибка тугь вотъ въ чемь. Надъ изображеніемъ разбойника ставилась и ставится надпись С т.е. буква 3 означается титломъ—тонкой чертой вверхь И ВКОСЬ И ТОЛстымъ завиткомъ внизъ, вправо (наподобіе латинской рукописной буквы s; причемь, тонкая линія перечеркнута так¬же тонкой линіей накрестъ. У малограмотньіхъ иконописцевъ ета вторая ЛИНИЯ утолщена; почему, и явилось, как бы х— pах. На чертаніе титла-з можно видѣть въ церковныхъ книгахъ старой печати, и спора тутъ не можетъ быть. Лѣскова интересовалъ вопросъ: есть ли нынѣ гдѣ нибудь хотя одинъ экземпляръ иконы благоразумная разбойника на отдѣльной доскѣ, въ единичномъ изображеніи? Въ музеяхъ христіанскихъ древностей и частныхъ случайныхъ собраніяхъ ея тогда не было. Между тѣмъ, въ оригиналѣ, или хотя въ хорошей копіи такой экземпляр положительно необходимъ собранію, которое претендуетъ на званіе музея историческаго. Въ свое время, болѣе 25 лет назадъ, я хотѣлъ написать покойному Николаю Семеновичу, что я знаю, гдѣ имѣется интересующая его икона; но отложилъ свое намѣреніе. Нынѣ, съ открытіемъ въ Вяткѣ художественнаго музея, желательно имѣть тамъ подлинное иаображеніе благоразумнаго разбойника . Въ Нолинскомъ уѣздѣ, въ селѣ Красногорьѣ единовѣрческая церковь устроена изъ бывшей, извѣстной въ губерніи старовѣрческой часовни. Въ ней, въ иконостасѣ, на сѣверной сторонѣ, во второмъ ярусѣ помѣіщается икона благоразумнаго разбойника . Изображеніе въ полный ростъ человѣка или длиннѣе какъ вообще изображеніе стараго письма (тѣло длиннѣе, чѣмъ бы слѣдовало пропорціонально съ головой). Благоразумный разбойникъ въ старину былъ обнаженный весь. Это смущало прихожанъ; они рѣшили прикрыть чресла препоясаніемъ; почему икону отправили къ живописцу въ Казань; Не понялъ ли художникъ требованіе закащиковъ, или, просто, по своему усмотрѣнію, онъ облекъ всѣ ноги въ нижнее бѣлье. Получивъ образъ, въ селѣ удивились, но, присмотревшись, остались довольвы. Для Художественнаго музея прихожане села Красногорскаго, вѣроятно. уступятъ интересную икону благоразумнаго разбойника; а откажутъ въ этомъ придется снять хорошую фотографію. Слѣдуеть обратить вниманіе и на другія старые церкви.

Николай Блиновъ.

Сарапулъ, 1911 года.