Старообрядцы Святогорской стороны. ч.5

Старообрядцы Святогорской стороны.

Курья, Осипинцы, Заимки.

Рассказ о красногорских старообрядцах будет неполным, если мы не упомянем местных «поповцев» (откуда возник этот термин, расскажем ниже). Они живут в населенных пунктах, примыкающих к Кировской области: в селе Курья, деревне Мухино, а прежде обосновались в ныне исчезнувших Осипинцах, Сухих, Заимках, Тарасенках, Котляках, Самушенках, Мосятах. Симпатичные названия – не правда ли? От себя добавлю, что внешне «кировские» старообрядцы не так колоритны, как багырско-прохоровские, - обычные вятские люди, точнее – советские. Даже бороды, по-моему, не носят, говорят просто, без архаизмов. - Самые распространенные фамилии старообрядцев нашей местности – Фетисовы, Ожмеговы, Сухих, Брыляковы, Лысковы и некоторые другие, - сказала мне Мария Никандровна Фетисова, бывший работник сельсовета. Несколько лет назад курьинские старообрядцы создали молельный дом, отремонтировав старую квартиру, принадлежащую школе. Один-два раза в год сюда приезжает священник из Ижевска, сейчас он пошел на повышение в Москву. На моленье собирается человек десять-пятнадцать, при священнике гораздо больше. В последний приезд даже крестили пятерых глазовчан. Главная проблема, как и в Красногорском – отсутствие в рядах верующих молодежи. Интересно, что ижевский священник года три назад проездом останавливался у председателя красногорской общины Михаила Трофимовича Сигова, поскольку «поповцы» и «беспоповцы» существуют между собой очень мирно. - Был я в Курье на моленьях, - сказал Михаил Трофимович. – Служат там немного по-другому. Может, так положено, а может, мы в церковных книгах не всё понимаем. Словом, и разницы-то большой между двумя направлениями одной веры нет. Но традиции незыблемы – каждому своё! - Конечно, знаний нам не хватает, по книгам ведь не все поймешь самостоятельно, - говорит Наталья Трофимовна Брылякова, «духовница» курьинцев. Ей пошел уже восьмой десяток. Родилась и выросла она в Курье, затем переехала в Ижевск, где работала в ОТК «Ижмаша». В Ижевске ходила в церковь старообрядцев. Выйдя на пенсию, купила с мужем в родном селе дом под летнюю «дачу», но в итоге тут и живет безвыездно пятнадцать лет. Когда создавалась община старообрядцев, ее, как наиболее опытного человека среди верующих, избрали «духовницей». Сейчас хлопочет о передаче старообрядцам освободившегося спортзала – бывшей недостроенной церкви. Храмы старообрядцев – самостоятельная интересная история. Как известно, в 1800 году часть раскольников подчинилась официальной православной церкви на условии сохранения своих традиций и обрядов. Так и возникли «единоверцы», в свою очередь разделившиеся на «поповцев», «беглопоповцев» и Белокриницкую митрополию. То есть, единства среди старообрядцев почему-то не получалось. До революции «поповцы» имели на территории нынешнего Красногорского района минимум одну церковь. Сведения о той, что находилась в селе Осипинцы (Осипинском), можно найти в книге, посвященной храмам Удмуртии. Иоанно-Предтеченская единоверческая церковь – деревянная, на два престола – построена в 1903-4 годах на средства вятского купца А.Я.Терышкина. Какое отношение имел купец к Осипинцам – неизвестно, такой фамилии в районе нет. Однако в книге о знаменитых людях Вятского края упомянут известный своей благотворительной деятельностью купец Я. И. Тырышкин, умерший как раз в 1903 году. Очевидно, церковь в Осипинцах строил его наследник (небольшое разночтение в фамилиях не должно водить в заблуждение). Тырышкин-старший был родом из нынешнего Кирово-Чепецка, капитал заработал на речных перевозках. Между прочим, среди купцов-судовладельцев Вятки были очень богатые и колоритные личности. Например, Булычов – прототип романа Горького. Автор даже фамилию у него не изменил. Вятские купцы вполне могли дать деньги на деревенскую церковь. Освятил начало строительства в Осипинцах священник Иоанн Бармин. Можно предполагать, что он и трудился здесь в дальнейшем. Поначалу эта церковь подчинялась Курьинской, а с 1906 года стала самостоятельным единоверческим приходом, в который входили деревни Гаинская, Коробовская, Карпушатская, Комаровская, Логовская. Все, за исключением первой, уже не существуют. От церкви в Осипинцах остался большой парк, украшением которого являются могучие кедры. Их посадил служивший здесь священник. Его имя, увы, забылось, хотя в перечне документов из книги о храмах Удмуртии есть ведомости о зарплате служивших тут людей, дореволюционная переписка с епархией. К сожалению, эти документы никто из красногорских краеведов не изучал. В 1936 году церковь в Осипинцах закрыта, ее здание передано под школу (одноклассная церковная школа была открыта при церкви еще в 1904 году). Сейчас в бывшем селе нет ни одного строения, только парк с пустым местом от снесенной церкви. В соседнем селе Курья церковь находилась на месте нынешнего дома культуры. Точнее – разобранная церковь стала домом культуры. В той же книге о храмах Удмуртии есть и фотография красивой деревянной церкви больших размеров. Но здесь ни слова не говорится, что храм принадлежал старообрядцам-единоверцам. Все-таки православная церковь не позволяла бывшим раскольникам превосходства над собой. Наверно, если и была у старообрядцев своя церковь, то более скромная. Накануне революции здесь начали строить кирпичный храм, но так и не закончили его. Однако кто строил – старообрядцы или «никонианцы», то есть РПЦ, – до сих пор идут споры. Сейчас это добротное помещение, использовавшееся как спортзал школы, передано РПЦ. Еще рассказывают, что староверские церкви были в Заимках, Самушонках. Некоторые старики вспоминают, что их там крестили в детстве. Возможно, тут существовали молельные дома. Искать сведения об этом надо в архивах, но кто возьмет на себя это хлопотное дело? 19 декабря – Николин день, один из главных праздников календаря старообрядцев. И пусть новый год будет успешным для всех, кто не изменяет своей вере!